С приходом пандемии и возникшими сложностями в коммуникации и перебоями в различных процессах, в торговле в 2021 году мы ощутили проблему в разорванных цепочках поставок, что показало необходимость ведения деятельности с ограниченным предложением. Это еще раз говорит о том, что придется развивать формат дискаунтера, покупателю нужен хороший магазин с нераздутой ассортиментной матрицей, с комфортными ценами и рядом с домом.
Мы уже 19 лет развивает формат супермаркета «Слата», но создание 7 лет назад сети мягких дискаунтеров «ХлебСоль» было как нельзя кстати. Уже тогда, в 2014 году, мы заходили на очередной виток спада экономики и роста цен. Пандемия уже второй год стимулирует весь ретейл активно развивать экономичный формат дискаунтеров. И эта волна будет только нарастать, потому как именно этот формат в нынешнее непростое время показывает устойчивые показатели по продажам.
Мы усиленно насыщали дискаунтерами Иркутскую область и Забайкальский край (286 магазинов на конец 2021 года). После того как рынок будет насыщен этим форматом в целом в России, вновь начнется процесс супермаркетизации. Сейчас дискаунтеры активно растут, запускаются новые сети, которые постепенно убьют супермаркеты, но, когда их станет слишком много, им придется бороться за покупателя. Как бороться? Супермаркетизироваться. Сохраняя технологии дискаунтера, они будут увеличивать ассортимент, вводить новые услуги, становиться более красивыми и удобными — одним словом, становиться супермаркетами нового поколения.
Волна поглощений и консолидаций
Этот тренд был заметен еще 2-3 года назад, когда замедлялись темпы роста многих торговых сетей, рынок насыщался и происходило замедление с импульсом — кто-то пошел в объединение и консолидацию, как наша сеть, кто-то стал скупать менее эффективные сети и наращивать мощь. Несомненно, это найдет большое отражение в будущем и повлечет изменение структуры рынка ретейла в стране. Будут формироваться новые предложения на рынках для покупателей в сторону большей клиентоориентированности.
Снижение экономической эффективности
Многие годы менеджеры учились правильному управлению цепочками поставок, минимальному товарному запасу, правильной и быстрой оборачиваемости и т.д. А сейчас, в ситуации, когда товара может просто не быть, нужно уже по-другому и думать, и решать. На сегодняшний день ретейлу приходится формировать длинные запасы товара, что, безусловно, влечет увеличение стоимости для конечного потребителя.
Разорванные цепочки поставок и те проблемы, которые сложились на текущий момент у производителей, привели к ощутимому удорожанию. И если на ряде рынков пока может быть стихийный ажиотаж, то в будущем мы придем и к падению спроса, и к дефициту на ряд предложений. Все это влияет на экономическую эффективность любой компании.
Региональные сети в поиске уникальности
Мы, как лидеры рынка в Восточной Сибири, развивая форматы супермаркета, дискаунтера, а в этом году «МИНИ» — convenience store, понимаем, что в последующие годы будем углубляться еще больше в сервисы, в улучшение качества обслуживания, в поиск уникальных торговых предложений. Искать то, что нужно именно нашему покупателю. Два года назад мы стали тестировать проект «Местные производители», который сейчас показал нам, что это та ниша, которую в нашем регионе можно и нужно развивать. Мы выстраиваем взаимовыгодное сотрудничество: для малого бизнеса — это помощь в развитии, шанс стать узнаваемыми, а для покупателей — широкий выбор качественных местных товаров. Важно, что мы облегчили условия для вхождения в сеть: например, можно начать поставку всего с одного-двух магазинов. Кроме того, помогаем компаниям с проверкой качества товаров и продвижением.
Если коротко обозначить тенденции на 2022 год, то я бы резюмировал так:
Покупки станут не только еще более рациональными — лишь самое необходимое, но и промо не будет работать на wow-эффект и импульсивные покупки. Покупатели будут сравнивать выгоду, анализируя все промо на товары по рынку — и только потом его приобретать. Что повлечет за собой снижение спроса и увеличение продаж более дешевого предложения.
Пандемия еще больше усилит рост продаж в онлайн, особенно категории товаров non-food, что, безусловно, будет забирать обороты от традиционной торговли. Но продажа категорий фреш и ультрафреш пока останется за офлайном. Пройдут еще годы, чтобы сервис доставки смог правильно закрывать потребность в этих товарах.
Рост магазинов формата дискаунтер с ограниченным предложением и с низкой ценой. Переформатирование магазинов площадью более 1 тыс. м2 под низкое предложение. Пришло время быстрого реагирования и гибкого изменения бизнес-процессов, иногда даже непредсказуемого. Необходимо становиться более технологичными для сохранения своей эффективности.
Если говорить в целом о планах компании «Слата» на 2022 год, то после активной политики развития сети дискаунтеров «ХлебСоль» в Забайкальском крае и Иркутской области на следующий год мы приняли решение, в первую очередь направленное на улучшение эффективности бизнеса — в операционных, логистических и коммерческих процессах. Мы смещаем фокус внимания, так как нельзя постоянно думать о форме, не улучшая содержание. При этом динамика роста сети будет снижена, мы насытим до максимума регионы присутствия.
Самое необходимое и никаких импульсивных покупок
28.12.21